О праздновании Масленицы в старом Миньяре

13.03.2024

В Миньяре, как и везде по России, в понедельник встречали Масленицу. Старожилы рассказывали, что в этот день загуливали молодые семейные пары. Я уже писала о том, что время свадеб в Миньяре приходилось на период с 8 января и до Масленицы. Молодые загуливали в понедельник и гуляли целую неделю! Всю масленичную неделю они навещали друзей, родных и знакомились с новыми родственниками.

Интересно, что состоятельные люди в Миньяре уже с понедельника пекли блины, а бедные с четверга или пятницы. Всю неделю катались на санях, где основная роль отводилась всё тем же молодожёнам. Лошадей украшали разноцветными бумажными цветочками и ленточками.

В Миньяре готовили соломенную куклу - Масленицу, занимались ее изготовлением дети. На Масленицу надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту Масленицу - куклу со смехом, шутками и потешками на салазках возили по улицам старого Миньяра.

Одно из любимых зимних занятий молодёжи - катание на санях с горы. Молодёжь любила санные катания ещё и потому, что они становились удобным поводом для знакомств и ухаживаний. Кавалеры предлагали приглянувшимся девушкам усадить их к себе на колени, гарантируя благополучный спуск, а для сбережения крепко прижимали их к себе. При строгости старинных нравов горка была единственным местом, где это дозволялось и даже считалось необходимым.

Вторник, среда и четверг особо не выделялись в Миньяре, кроме уже описанных выше занятий.

А вот в пятницу - «тещины вечера» - зятья ходили, ездили «к теще на блины», а теща зятя привечала и угощала. Для забавы любимого зятя созывали всех своих родных. Насмешливый - острый на язык миньярский народ - составлял много песен и частушек о заботливости тещи при угощении зятя, эти песни пели на вечеринках. Говорилось в них, в основном, о том, как теща про зятя блины пекла, как у тещи головушка болела, как зять-то удал, теще «спасибо» не сказал.

И вот наступал последний день масленичной недели - «прощеное воскресенье». Хороший существовал обычай, как в Миньяре, так и по всей Руси: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В каждом доме утро начиналось с того, что дети просили прощение у родителей, младшие у старших. По рассказам представителей старшего поколения, «падали» в ноги друг к другу. Потом шли в другие дома, к родным и знакомым, там повторяли обряд. Даже случайные встречные могли обратиться за прощением и получить отклик сердечной доброты. Миньярцы становились в этот день, как бы одной большой семьей. От мала до велика - все участвовали в проводах Масленицы.

В этот же день жгли чучело Масленицы. Собрав пучки соломы, дровишки, щепки, ненужный хлам, где-нибудь на окраине складывали кострища и сжигали чучело. С догоравшими кострами заканчивались празднества, детворе в Миньяре сообщали: сгорели молоко и масло, остался только Редькин хвост на Великий пост. Выше уже упоминалось, что пост в Миньяре выдерживали даже дети.

В понедельник после «прощеного воскресенья» в Миньяре, по свидетельству Буравцова Михаила Дмитриевича, доедали «поганый» блин и допивали «поганую» рюмку кислушки. На вопрос о том, почему так называли в Миньяре этот блин, Михаил Дмитриевич отвечал, что был он последним перед Великим постом. Выдержать его очень трудно. В постные дни ели квашеную капусту, картофель, свёклу, пекли пироги с горохом, грибами и ягодами.

Сычева В.Е.


дата создания: 13.03.2024 19:47, дата последнего изменения: 13.03.2024 19:47