Дню металлурга посвящается. Из истории цеха холодного проката….

17.07.2024

В 1927 году на Миньярском заводе пустили в строй цех холодного проката. По выпуску холоднокатаной ленты Миньярский завод был первым в России. Начался он с того, что в пустующем здании бывшей крупносортной фабрики установили десять двухвалковых прокатных станов фирмы «Демаг» с групповым приводом от локомобиля. Работами по реконструкции и пуску цеха руководили начальник цеха Алексей Васильевич Брагин и немецкий инженер Леон Оттович Траутман (в архиве музея хранится уникальный документ – письмо Л.О. Траутмана директору завода Я.Г. Заикину от 03.08.1927г.).

В 1930 году Леон Оттович был назначен первым начальником строительства Синарского завода, который в будущем стал крупнейшим гигантом в мире, выплавляющим литейный чугун. На сегодняшний день известно, что родные Леона Оттовича были приговорены к высшей мере наказания. Отец – Траутман Отто Карлович - расстрелян 05.01.1938г., сестра – Траутман Альма Оттовна - расстреляна 15.12.1937г., брат – Траутман Карл Оттович - расстрелян 19.07.1938г.

С 19 апреля 1929г. руководил заводом Манторов Вячеслав Иванович – активный участник борьбы за советскую власть в Забайкалье и Прибайкалье, с 1924 г. Манторов находился на руководящей работе по восстановлению тяжелой промышленности. После открытия цеха холодного проката на Миньярском заводе он был в США.

В 1930 году в Путеводителе по советскому Уралу о заводе читаем следующее: «Миньярский завод занимает второе место в СССР по выпуску высококачественной холодно-тянутой ленты, выплавляемой на древесном угле из чистых Бакальских руд. На заводе работает 1270 чел. Сущность холодной прокатки, вернее, точной прокатки, заключается в том, что железо, прокатанное на горячей прокатке, прокатывается дальше без нагрева в холодном состоянии до самых тончайших размеров (тоньше бумаги) с промежуточными отжигами, при максимальной точности размеров.

Потребители изделий холодной прокатки – целый ряд видов промышленности: металлическая, текстильная, кожевенная, полиграфическая, бумажная, электротехническая, швейная, галантерейная и авиастроение. Сырьё – слитки, получаемые с Аша-Балашовского завода, прокатываются по способу горячей прокатки на круглое, квадратное, полосовое, шинное, обручное, гвоздарное и боронное железо и после этого в холодном состоянии прокатываются на ленты. Оборудование заграничное. Миньярская прокатная фабрика является пионером нового быта рабочих на фабрике и примером будущих условий труда в индустриализированном СССР…».

Новый холоднопрокатный цех пустили в 1965 году. «Современный цех, - вспоминал Михаил Васильевич Чепиков, старый вальцовщик, - и тот, что был в первые послевоенные годы, - это «небо» и «земля». До 1955 г. рабочие даже не знали, как выглядят электрические краны и подкрановые пути. Металл подавался к станам вагонетками, поднимался вручную. Ну, а замена валков вообще была целым событием. Полцеха рабочих сбегалось, чтобы не только поглядеть, но и буквально впрячься в дело, помочь вытащить эти самые валки… Это сейчас мы работаем на высокопроизводительных станах «Кварта», кругом современные электрические краны и печи. Всюду, куда ни взглянешь, мощная техника, здорово облегчающая труд».

В конце 60-х годов освоено производство стальной холоднокатаной ленты для Волжского автомобильного завода, который в 1970г. выпустил первую партию автомашин «Жигули». В качестве поощрения за участие в освоении автомобилей заводу выделили 3 автомобиля по себестоимости.

С развитием в нашей стране космонавтики на заводе был увеличен выпуск ленты из стали марки «Х28» (фуродит). Миньярский завод был единственным изготовителем фуродита в стране.

На заводе работали прекрасные люди. Их было много. Обо всех не расскажешь. Приведу лишь несколько самых достойных имён хололнопрокатчиков:

- ВЕНИН Леонид Петрович – первый Почётный гражданин города, главный механик завода во время войны. Начальник холоднопрокатного цеха МММЗ в 1965-1997г.г. Награждён двумя орденами «Знак Почёта».

- БУРАВЦОВ Михаил Дмитриевич – Почётный гражданин города, вальцовщик холоднопрокатного цеха. В годы войны освоил выпуск тончайшей ленты. Награждён орденом Ленина.

- ЧЕПИКОВ Михаил Васильевич – вальцовщик холоднопрокатного цеха, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, почётный металлург, ударник коммунистического труда.

- ЛОМОВЦЕВ Александр Васильевич – лучший мастер холоднопрокатного цеха, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почетный металлург, ударник 9-й пятилетки

В. Сычева


дата создания: 12.08.2024 08:53, дата последнего изменения: 12.08.2024 09:00