Из истории театральной жизни Миньяра: подполье и театр

18.09.2019

Году театра в России посвящается…

Идея провести тематический год, посвященный театральному искусству, предлагалась не раз. С 2011 года ее активно продвигает Союз театральных деятелей России. Вслед за семьей, литературой, экологией и культурой внимание общества устремилось в актерскую среду. Президент Владимир Путин поддержал эту идею и подписал Указ, объявляющий год Театра в России на период 2019 года. В этом году актеры и режиссеры представляют зрителям свои новые спектакли, знакомят всех желающих с магией сцены, раскрывают секреты мастерства подрастающему поколению.

В Миньярском историко-краеведческом музее прошли тематические беседы, которые знакомили с театром и людьми, прославившими родной город своими талантами. А в этой статье речь пойдет о зарождении театрального искусства в небольшом уральском городке, а также о том, как это искусство способствовало подпольной революционной работе…

Миньяр назывался Миньярским заводом, как многие города – заводы Урала, которые представляли собой новый тип поселений, где здания цехов завода, мосты, водонапорные башни и т.д. становились градообразующими элементами. По внешнему виду заводской поселок почти ничем не отличался от уральской деревни; даже завод, располагавшийся под плотиной, ниже уровня пруда, не сразу бросался в глаза. Административно-культурным центром Миньяра был заводской поселок близ церкви. Здесь располагались заводское училище, дом управителя, три жилых поповских дома, дома заводских техноруков и конторщиков, земская больница, а первыми учреждениями культуры и образования были Народный дом и две начальных церковно-приходских школы.

Народный дом с залом на 200 мест был открыт в 1897 году. Назывался он «Народный дом общества трезвости». При нём были чайная лавка и библиотека. Работали кружки – струнный, хоровой, драматический. Старожилы города вспоминали, что почти каждое воскресенье в Народном доме устраивались воскресные чтения, которые посещали интересующиеся рабочие и служащие, а также молодёжь. С интересом слушали чтецов со сцены, в роли которых выступали представители местной интеллигенции, например: жена управителя Глинкова А.Д. учительский персонал и прочие заводские. Чтимые рассказы очень заинтересовывали аудиторию, читали произведения Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и прочих авторов с сопровождающими иллюстрациями посредством волшебного фонаря. Часто на сцене выступал хор певчих, который исполнял народные песни, когда на экране демонстрировали монарха и его семью, то пели: «Боже царя храни!». Все это происходило в эпоху реакции, после подавления революции в 1905 году в Петербурге. Многие миньярцы вспоминали, что впервые увидели и услышали граммофон с металлической никелированной трубой в этом заведении. Затем после так называемых воскресных чтений постепенно стали ставить на сцене одноактные водевильчики и отрывки из драматических пьес. Инициаторами всего этого были конторские и цеховые служащие.

Интересным будет упомянуть тот факт, что в 90-х годах 19 века женские роли исполняли мужчины, по религиозному убеждению женщине потешать дьявола на сцене считалось неумолимым грехом. Именно поэтому в Миньяре женские роли исполняли мужчины. Мужчин на женские роли выбирали с высокими голосами и женоподобными лицами. Старожилам запомнился Иван Иванович Локотцков, который очень хорошо исполнял девичьи роли в соответствующем облачении, в женском парике с льняными окрашенными волосами, к тому же прекрасно мог говорить с женской интонацией. Затем мужчин стали заменять женщины. Одна из выдающихся инициаторов постановок спектаклей была учительница и заведующая женской школой – Кондратьева Юлия Васильевна. Она организовывала драматические кружки из юношей и девушек и тем самым привлекала миньярскую молодёжь к культурному проведению вечеров.

На сцене Народного дома выступали и заезжие артисты. Надолго запомнился нашему неискушенному зрителю артист Рикардо, который вел разговор со своими человекообразными фигурами. Фигуры – манекены тоже вели разговор мужскими, женскими и детскими голосами. Подобного никто и никогда до этого в Миньяре не видел.

Первый оркестр балалаечников был организован при Народном доме (и часто давал там концерты) из числа работающих на железнодорожной станции Миньяр, руководил им Чурин. Подпольная организация Российской социал-демократической партии (РСДРП) под маркой инициативы рабочих сумела добиться открытия на базаре общественной лавки на денежные взносы обеспеченных рабочих завода. Конкурируя с частниками-торговцами, кооператив привлекал покупателей в свой магазин. На взаимообразные средства у кооперативной лавки был приобретен комплект струнных музыкальных инструментов, после чего был организован кружок балалаечников под управлением Коковихина А.Н. После репетиций кружковцев посещали неизвестные им люди и читали что-нибудь из политэкономии, например, «Экономические очерки» Баха А.Н. – выдающегося биохимика, народовольца, академика АН СССР, Героя Соцтруда. Таким образом, простых миньярских рабочих и служащих знакомили с тем, что такое рабочие руки и заработная плата, капиталистическое и общественное хозяйство, ценность товаров, конкуренция и др. Вскоре неизвестные донесли полиции, что в Народном доме проходят нелегальные читки среди музыкантов, после чего стали собираться поочередно в домах музыкантов. Когда оркестр вырос и окреп, его участники начали устраивать платные концерты. Нужно сказать, что средства, поступавшие от постановок концертов и спектаклей, в небольшом количестве расходовались на приобретение бутафории, струн, афиш и др., основные же средства поступали в фонд подпольной организации РСДРП.

Так, долгими зимними вечерами, на частных квартирах производились сыгровки и читки брошюр, статей для самообразования. Часто, кроме музыкантов, присутствовала и знакомая, надёжная молодёжь, и постепенно антагонизм между рабочей и служащей молодёжью стал угасать.

Позже этот опыт революционного подполья миньярских большевиков был использован в Златоусте, где Василий Грачев – один из организаторов и первый руководитель Социалистического Союза рабочей молодёжи в Златоусте, создал нелегальную организацию под видом музыкального кружка.

Сычева В.Е.


дата создания: 18.09.2019 21:58, дата последнего изменения: 18.09.2019 21:58