• телефон: 8(35159) 2-17-27, факс: 8(35159) 3-24-56
  • e-mail: ukamr74@mail.ru
Главная »  Новости »  Дню народного единства посвящается

История Южного Урала - это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Башкиры - четвертый по численности народ Южного Урала и первый по историческим корням. Об уникальных фотографиях Прокудина-Горского, выполненных в деревне Яхья пойдет речь в заочном путешествии в эту башкирскую деревню.

В конце июля 1910 года в своем вагоне-лаборатории в Уфу прибыл Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Здесь он пробыл день или два, а затем вагон двинулся в сторону Златоуста. Но не скоро он там оказался. Именно благодаря этому сегодня мы имеем десятки цветных снимков с видами рек Сим, Юрюзань, Катава. А еще - добрый десяток фотографий, сделанных в башкирской деревне Яхья (в дневниках фотографа она именуется «Эхья»).

Где находилась эта деревня? Такого места нет ни на карте Уфимской губернии, ни на современных картах Башкортостана или Челябинской области. Мы выяснили, что это деревня Яхино (башкирское название - Яхья), расположенная в нынешнем Салаватском районе Башкортостана. Деревня находится у железной дороги, между крупными станциями Симской и Усть-Катавом - гораздо ближе к Усть-Катаву (около 8 км).

Интересно, что копии фотографий деревни Эхья находятся в альбоме не между копиями фотографий Симской и Усть-Катава, а после копий всех остальных фотографий, выполненных во второй поездке по Уралу (что, видимо, соответствует тому порядку, в котором Прокудин-Горский делал фотографии.) Если местоположение деревни определено правильно, то Прокудин-Горский, скорее всего, побывал в ней уже на обратном пути домой.

На первой фотографии запечатлён общий вид деревни, что представляет, на наш взгляд, особую ценность. В XVII-XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты иммигрантами из центральной России и Поволжья. К началу 20 века башкирские деревни состояли из одной реже из двух-трёх улиц. В 1895 г году в деревне Яхья, в 105 дворах проживало 517 человек. Советская перепись 1920 года (спустя 10 лет после того, как была сделана фотография) показала 609 человек и 126 дворов.

В 20-х годах XIX в. царская администрация для удобства управления краем начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень. Губернское правление составило планы деревень, выделило землемеров. Перестройка аулов по уличному типу затянулась на несколько десятилетий, и еще в конце XIX века встречались, главным образом на востоке, населенные пункты с беспорядочным размещением усадеб. Однако большинство башкирских деревень в конце XIX - начале XX веков состояло из одной, реже - двух-трех улиц, разделенных проулками, по которым можно было выйти к реке или за околицу. В центре поселения возвышалась мечеть - деревянное здание прямоугольной формы с конусообразным минаретом.

Традиционный жилой комплекс, характерный для сельских поселений двадцатого столетия, сформировался на протяжении предыдущего, XIX века. К этому времени местное башкирское население вело в основном оседлый образ жизни.

Сезонный отгон скота в сторону гор затрагивал немногие семьи. Основная масса населения жила в деревнях и имела возможность уделить достаточно внимания благоустройству жилищ и усадеб.

Техника домостроительства имела много общего у башкир, русских и других жителей края. Доступность качественного леса объясняла предпочтительный выбор сосны для постройки изб. Реже использовались ель, осина, береза. При более внимательном рассмотрении фотографии, можно увидеть, что избы, расположенные на переднем плане фото сделаны из сосновых брёвен до 0,5м в диаметре (их называли «бортевыми»). Из такого леса достаточно было срубить для избы 9-11 венцов, что мы и видим на фото.

Основным способом соединения бревен в срубе была рубка «в чашку». Реже, в основном для общественных зданий, применяли рубку «в замок».

Мы видим, что для кровли использовали в основном доски, из этого можно сделать вывод, что фотография сделана в горнолесном районе, в районах, где недостаточно леса для кровли применяли дерн и солому. Во второй половине XIX века появились стропильные конструкции и четырехскатные крыши, что и подтверждает наша фотография. На фото видны несколько домов с двускатными крышами. В конце XIX - начале XX вв. русские и башкирские обеспеченные семьи ставили дома шестистенки и пятистенки. На переднем плане виден дом пятистенок, о котором упоминалось выше. Можно сделать предположение, что там проживала зажиточная семья.

В домах-пятистенках прирубались сени во всю длину сруба. Башкиры предпочитали делать выход в сени из обеих половин дома.

Из типов постоянного жилища в прошлом для всей Башкирии была характерна небольших размеров четырехстенная изба с двускатной крышей, двумя-тремя окнами, без специального фундамента, с поднятым на второй венец полом. На фото мы можем видеть такие избы. Подобная срубная изба, особенно в лесных районах, имела много общего с бурамой. Башкиры горнолесных районов устанавливали на летовках небольшие бревенчатые избы (бурама) с земляным полом, без потолка, с двускатной крышей из коры.

Видим, что национальное своеобразие прослеживается и в устройстве усадеб, хотя способы сооружения хозяйственных служб в русских, башкирских и других поселениях различались мало. Большинство строений, как избы, срублены на фото «в чашку» и крыты тесом. Лишь помещения для скота и ограда лицевой части усадьбы сооружались столбовой техникой «в заплот». Досчатые ворота и калитка иногда выделялись резьбой.

Во второй половине XIX века и на всем протяжении XX столетия в планировке усадеб преобладало размещение построек по периметру при разделении усадебного участка на зоны: «чистую», хозяйственную и огород. В «чистом» дворе, кроме дома, могли находиться клети, амбары, погреба, мастерские. В хозяйственном - хлев, загоны, помещения в виде полуземлянок и домиков для зимнего содержания новорожденного скота и др. Под закрытыми навесами хранились сани, телеги, упряжь, рядом были сложены распиленные дрова. При входе в огород находилась баня. Раньше на задах усадьбы отводилась площадка для молотьбы. Состоятельные семьи строили крытое гумно. Количество хозяйственных построек в усадьбе зависело от экономического положения семьи. У богатых было несколько амбаров; скотный двор состоял из разнообразных помещений - отдельных для каждого рода скота. В большинстве же дворов было по 2-3 строения, что и подтверждает наше фото.

По сохранившимся статотчётам середины 19 века, башкиры этой деревни занимались скотоводством, пчеловодством, в меньшей степени - посадкой ржи, пшеницы и картофеля. В 1842 на 371 человек было засеяно 125 четвертей озимого и 528 четвертей ярового хлеба. Сажали 10 четвертей картофеля. 75 дворов с 403 жителями владело 394 лошадьми, 311 коровами, 116 овцами, 34 козами. Имели 34 улья, 42 борти. В соответствии с укладом хозяйства основу пищевого рациона большей части башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пище был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето - вялили и коптили. Особым лакомством считались казы - вяленые колбасы из конского жира и мяса. Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока - кумыс, который тоже заготовляли на зиму путем замораживания. Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

Ситуация изменилась с приходом железной дороги в 1880-х годах. В 1880-х Яхья стала точкой, откуда начали строить перегон до станции Вязовой. Это был самый сложный участок строительства всей Самаро-Златоустовской железной дороги, с огромным объёмом взрывных работ. Подробности инженерных работ изложены в дневниках и очерках инженера Николая Георгиевича Михайловского.

В центре деревни располагается мечеть, что говорит о принадлежности большей части населения к мусульманской вере. Она же была и общественным центром. После революции мечеть частично разрушили, в ней жили солдаты, позже располагался клуб. А потом сломали и то, что оставалось. Фото мечети сохранилось благодаря С.М. Прокудину-Горскому.

Сычева В.Е.


Дата публикации: 08 ноября, 2021 [17:48]
Дата изменения: 09 ноября, 2021 [09:50]
← Вернуться

Изображения


Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Президент Российской Федерации Правительство Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Губернатор Челябинской области Правительство Челябинской области Законодательное Собрание Челябинской области Избирательная комиссия Челябинской области

shadow: false, }); -->
Наверх